Translate

понедельник, 25 июня 2018 г.

Переделка компьютерного БП в лабораторный. День восьмой.

Я честно отдыхал от БП все выходные, так что они не в счёт.
С другой стороны, отдыхом это считается только как смена деятельности, но так как доработка полок в сарае не входит в тему блога, то о них мы не будем.
А будем мы о том, что получилось.
Для начала: я наконец закончил убирать всё лишнее.

Вот так выглядел блок с лишними деталями:


Вот так он выглядит теперь:

Тов. Буанаротти одобряет
Блок полегчал, я пополнил запас запчастей.
Всё работает, но регулировки по току всё ещё нет. Увы, разборка заняла больше времени, чем я планировал. Но и торопиться тут тоже не следует. Я вынимал по одному транзистору и убеждался, что не вырубил ничего жизненно важного. Потом убирал обвязку.

Как сделать регулировку по напряжению ещё более регулируемой?

Напомню, что регулировка у нас осуществляется с помощью потенциометра на второй ноге управляющей микросхемы TL-494. Как я её делал читайте тут:


Но регулировка получилась плохая. Половину хода потенциометра ничего не меняется. Уже на середине мы получаем максимальные 21 вольт. Регулировка не плавная, да и вообще - не дело так оставлять. Как настроить под наш потенциометр? У меня он 1 килом, но можно 4,7; можно 10. На первой ноге МК стоит делитель напряжения - его надо переделать.
Припаиваем и крутим отвёрткой, чтоб ничего не сжечь :)
Для этого заменяем резисторы на два переменника, у каждого используем только две ноги, третья - висит в воздухе. Только чтоб не коротнуло ими ничего вокруг! Мы их ещё отвёрткой крутить будем, запаять надо как следует и удобно, чтоб не поотваливались и чтоб руку в высоковольтную часть не сунуть при отладке, смотрите сами, в общем. Их точка соединения идёт к первой ноге. Один вывод делителя цепляется на землю, второй на выход (бывшие +12 вольт). Короче, ставим их на место старых двух резисторов, и всё норм будет. Ещё надо следить, чтобы их суммарное сопротивление не приблизилось совсем к нулю. Выкручивал почти в ноль. Искрило. Пахло палёным металлом. Переставало работать. Думал, что сжёг всё к чертям. В общем, не надо так - защиты по току у нас нет. Подстраиваем переменники. Подтянуть надо так, чтобы сопротивление было достаточным, ничего не грелось, но при этом ручка регулировки использовалась от начала до конца. Я пока что подобрал 0,72 и 0,65 килом. И при 21 вольте это 0,015 ампера, что даёт более 0,3 ватт, и мне это не нравится! Попробую подобрать сопротивление потом ещё больше.

Экономия по-тайски или юго-восточно-азиатский капитализм.

БП у меня не откуда-нибудь, а made in Thailand. Лично ничего не имею против их работящего народа, скромной конституционной монархии и тайских методов построения капитализма в одной отдельно взятой стране. Но как говорится, nothing personal, just a busieness.

Я нашёл на плате вот два таких места, в которых что-то топили по-чёрному...
БП они сделали отвратительный! Мало того что всё впритык, так ещё и детали с нарушениями всех мыслимых правил эксплуатации. Нет, на самом деле, этот конкретный блок - очень даже классно получился! Потому что он верой и правдой мне служил несколько лет и чудом не сгорел. А вот люди на форумах почему-то жалуются на перегоревшие детали. И я как измерил на них напряжение, как посчитал выделяемую мощность, так и... в общем, сами считайте.

Этому загорелому малышу пришлось несладко. И нет, это не загар с тайского пляжа, это копоть от той кочегарки, в которую его забросило волей непростой судьбы, и в которой он мне верой и правдой служил все эти годы! :)


Так вот, резистор, что перед вами, имеет сопротивление 59 килом. Казалось бы, что там может греться с таким сопротивлением, однако! Напряжение на нём было не много, ни мало 183 вольта! Получается, что рассеивал он мощность в два раза превосходившую его возможности в 0,25 ватта. Ну да ладно, это не предел. В другом месте работал его собрат, сопротивлением всего 15 ом. Несложно высчитать условия его работы, если напряжение было всего навсего 4,5 вольта переменки. Его мощность была превышена в пять раз!

Я решил, что резисторам пора на заслуженную пенсию, так как в таких условиях год идёт за три :) И поставил на их место кое-что более основательное. Как оказалось, не зря. Уже через полминуты работы мои двухваттнички прилично согрелись. Подозреваю, что вентилятор рядом с ними будет очень даже не лишним! Надо ещё помониторить вопрос перегрева деталей. Кстати, термопасты там под прокладочками на радиаторах тоже нет!

Вот так решались проблемы перегрева резисторов при советской власти :)
Ну вот. Подозреваю, что завтра снова будет не до блока. А там - точно за регулировку по току, пока не замкнул ещё и не спалил!

Комментариев нет:

Отправить комментарий