Translate

суббота, 16 июня 2018 г.

Переделка компьютерного БП в лабораторный. День первый.

Сегодня я начинаю переделывать компьютерный блок питания в лабораторник. Дело в том, что опыт переделки у меня уже имеется, и это будет мой второй лабораторный блок. Первый же я уже полтора месяца назад как ухайдохал. Это, кстати, в том числе является причиной отсутствия постов в блоге. Потратив на ремонт (который в результате ни к чему не привёл) уйму времени, я решил делать блок заново. В том я спалил трансформатор. Заменить его у меня не получилось. Постараюсь больше не допускать такой ошибки. Да и к переделке второй раз попробую подойти более серьёзно и скрупулёзно. Здесь я буду публиковать результаты своих экспериментов. К сожалению, роботостроение и ещё несколько моих проектов снова отодвигаются на неопределённую перспективу. Но без БП я сделать ничего не смогу. Он мне нужен, так что сейчас это задача №1. 
Что же, поехали!

Начало.

Блок питания у меня очень старенький. С моего старого третьего Пентиума, который ещё на ходу, и даже иногда включается по особо торжественным случаям :)
Итак, БП: LPF2 250W. Маркировка схемы: LEC-993 Rev 1.5
Схемы в сети нет. Есть что-то подобное, но не то. Значит, схему придётся нарисовать самому. Вот уже задача на целый день. Сделаю - выложу.
Сразу оговорюсь, переделку буду осуществлять по варианту переделки, которую предложил Сергей Неверов, за что ему огромное спасибо! И вообще, он - классный видеоблогер :)
Так что вот его видео (там несколько частей):


Ну, а я буду делать свой БП.

Цель:

Переделать компьютерный блок питания в устройство с плавной регулировкой:
- напряжения (желательно до 20 вольт)
- силы тока (примерно до 5 - 10 ампер)

Знакомство с устройством и его работой до переделки.

Снимаем крышку корпуса, а там...

А там вот это дело. При беглом рассмотрении:
Силовая часть неудачная. Плохо видно, но диоды выпрямителя (между предохранителем и электролитом) упёрлись в электролит. Электролиты 220 мкФ - слабые, а менять места нет. Попробуем впаять диодный мост?
Дросселя нет, фильтрующих кондёров по входу нет, разъёма под питание платы и того нет! Зато есть термистор для плавного заряда электролитов, и на том - большое человеческое спасибо.

ШИМ шатают два транзистора с трудом в щёлку под слоем пыли вычитал, что 13007.
Пыль, берём пылесос и убираем первым делом!

Видим, что детали натыканы очень плотно, явно с нарушением температурного режима. С обратной стороны платы - чёрное пятно, там что-то давно хорошо греется. Надо решать проблему.



 Также схема плохо промыта от флюса в правой верхней части.

Часть деталей в управляющей части схемы также заменены на перемычки и отсутствуют. Посмотрим, что можно доставить. Так как я буду повышать выходное напряжение с 12 вольт до 20-25, нужно заменить электролиты на более мощные по напряжению (50В).
Лишние детали из схемы нужно будет убрать, только сначала понять, какие лишние :)
Но линию 5 вольт я уберу совсем. Зачем мне она?

Беглый осмотр закончен. Переходим к запуску.

Меры предосторожности

Убедиться, что схема не касается корпуса! (Я так мост спалил у первого блока, пусть всё лежит на длинных проводах свободно на столе, чтоб удобно было работать).

После переделок (особенно в силовой части) включать БП через лампочку накаливания!
Я включаю через обычную настольную лампу - 60 Вт. Включаю прямо в разрыв цепи, отпаяв от гнезда один силовой провод. Да вообще все эксперименты через неё провожу на БП. Лампа будет предохранителем. Она должна вспыхнуть при включении, когда заряжаются конденсаторы и сразу потухнуть. Если лампа горит, то где-то короткое замыкание - надо срочно выключать блок. Но лампа не даст сгореть деталям мгновенно, хотя с ней и блок работает на сниженной мощности.

Очень острожно орудовать металлическими предметами на схеме во время работы (отвёртки, щупы мультиметра и т.д.) - можно вызвать замыкание! (Спалил так ШИМ-транзисторы, когда полез измерять напряжение на трансформаторе)

Не совать пальцы в силовую часть и сразу после выключения БП, пока не разрядятся конденсаторы! Здесь я думаю, понятно.

Запуск до переделки.

Вот так я замкнул PC-ON с GND
Я вытащил схему из корпуса, дабы всё как следует отфотографировать и осмотреть. Она лежит на столе. Так значительно проще с ней работать. На корпусе висит только разъём 
сетевого провода, к которому тянутся провода.

Чтобы запустить такую схему не достаточно просто воткнуть её в сеть. Хотя мой прошлый БП от первого Пентиума запускался сразу (но у него даже дежурки не было). Для запуска нужно подать на вывод PC-ON (у меня это зелёный провод шлейфа к материнке, он же №14) ноль, то есть замкнуть с выводом GND. Можно сделать перемычку на шлейфе к материнской плате.

Для того, чтобы потом знать что я натворил с блоком питания и иметь представления, как он работал до переделки я сделал осциллограммы работы БП на холостом ходу и с нагрузкой на шине 5 вольт и 12 вольт.

Линия 5 вольт, из нагрузки один вентилятор.
Замечу, что размерность клетки для 5-вольт на графике 0,5В, а для 12 - 20 мВ!
Аналогично 12 вольт.
Видим, что без нагрузки работа идёт с перебоями. На пятивольтовой линии очень большой шум в районе одного вольта по амплитуде! 12-вольтовая линия работает значительно стабильнее. Меня колебания 30 мВ вполне устраивают. Попробуем хотя бы не ухудшить то, что есть.

Далее я подключил в качестве нагрузки старый жёсткий диск. И работа стала стабильнее! Действительно, компьютерные блоки вообще плохо работают без нагрузки, так что как минимум пару лампочек на него надо будет доцепить, а может и ещё чего сверху.
С подключённым HDD осциллограммы вышли вот такие:

5 вольт с HDD

12 вольт с HDD
Неплохо так. Разброс по амплитуде уменьшился на 5 вольтах в 2 раза! На 12 вольтах он и так был небольшой, зато пила стала похожа на пилу.

Вот такие пока что результаты. Пойду рисовать схему силовой части. Следующий пост, видимо, будет о ней.

4 комментария:

  1. Тоже досталось такое чудо, так такой монтаж что автор наверное до сих пор рисует. Может кто сталкивался, я у этого бп просто снял провода и он перестал включатся.

    ОтветитьУдалить
  2. У меня тоже достался такой старенький БП ПК модел LPQ2 lec-096 rev:1.3 в рабочем состоянии

    ОтветитьУдалить