Translate

среда, 29 августа 2018 г.

Самодельный пробник для поиска короткозамкнутых витков

В ходе увлекательного процесса ремонта телевизора, затянувшегося более чем на месяц, наступали моменты, когда я уже не знал, что может быть причиной неисправности и был на грани отчаяния. Так как цепь строчной развёртки оказалась повреждённой, я стал сомневаться в сохранности ТДКС. Ремонтировать современный строчной трансформатор - дело, похоже, гиблое , а также требующее особого профессионализма, потому что, судя по роликам на Ютубе, внутри он залит чем-то вроде керамики и выковырять из него хоть что-то едва ли представляется возможным. Хуже всего, что внутрь трансформатора никак не заглянешь, да и блок питания нужные напряжения не выдавал, вдруг что-то случилось с основным трансформатором из БП, и замыкание в нём? В общем, полное отсутствие опыта ремонта давали о себе знать, я не знал, за что хвататься, а диагностику надо было проводить как возможно конкретно, а не пальцем в небо. Это уже однажды не кончилось ничем хорошим. И тут нашёл я в Интернете схему для поиска короткозамкнутых витков.

Самодельный пробник.

Я не буду пересказывать принцип работы прибора, взял я его вот у этого автора на Ютубе, он его тоже придумал не сам, а построил по распространённой в сети схеме на основе статьи В. Чулкова: http://qrx.narod.ru/izm/pi_i.htm. Я прилагаю видео, в котором всё подробно рассказывается, а в блоге поделюсь, как обычно, личным опытом:


Во-первых, травить платы у меня сейчас возможности нет, так что я решил ограничиться макеткой, на которой всё распаял и соединил проводами. Честно говоря, сложность схемы уже предельная для такой реализации. Проводков слишком много и при неаккуратной пайке найти отваливающийся контакт будет крайне сложно, так что всё-таки рекомендую вытравить на плате, но можно и как я.

У меня сразу возник вопрос: почему не сделать всё на Ардуино? Это будет проще, но оказалось, что с экономической точки зрения прибор себя полностью оправдывает! Самая большая микросхема 4015 стоит всего 25 рублей! Операционник - и того меньше, у меня такой просто валяется в запасниках, выдранный откуда-то :) Остальная рассыпуха потянет ещё на такие же копейки. Хотя, честно признаюсь, что потратил на пайку и наладку день. Может быть, написать код для ардуинки и потратить её было бы экономичнее, но тоже не факт. 

Питание 6 вольт от лабораторника. В качестве подопытного - трансформатор из другого аналогичного компьютерного БП, горят все светодиоды.


Общий принцип работы:

Схема полностью аналоговая и без микроконтроллера, что уже подкупает её собрать. Для своей простой организации она весьма умна. Пробник генерирует импульсы при нажатии на кнопку, в основе работы лежит принцип затухающих колебаний в колебательном контуре. В пробнике имеется конденсатор, параллельно которому и подключается испытываемый трансформатор. Если все обмотки целы, то созданный схемой импульс не сможет затухнуть в контуре мгновенно, а породит, как камень брошенный в воду, затухающие волны в испытуемом контуре. Их же мы тут же снимем с него и посчитаем при помощи микросхемы 4015, способной подсчитывать импульсы и зажигать соответствующее количество светодиодов, всего их восемь. Этого вполне достаточно. При разомкнутом контуре (обрыве или просто если ничего не подключить) ничего не загорится, или мигнёт один светодиод. Если одна из обмоток испытуемого трансформатора замкнута (в ней прогорела изоляция), она не позволит формироваться колебаниям, и прибор снова гореть не будет, или вспыхнут 1-2 светодиода. При этом не обязательно сама испытуемая обмотка должна иметь замыкание. Это может быть одна из обмоток трансформатора.

Вот такие импульсы подаются на трансформатор, вызывая в нём затухающие колебания


Подсчёт колебаний схематически ограничен 10% амплитуды от первоначального, здесь мы видим больше дюжины подобных периодов.

Наладка.


Пишут, что не требуется. Видимо, я собирал на макетке, и это здорово осложнило мне жизнь. В конце выяснилось, что на схеме установлен неисправный полевик, на поиск которого ушло немало времени. Без осциллографа лично мне эту схему бы не отстроить и неисправную деталь не найти. Потому что мигайки то мигают, то не мигают, а что толку? Колебательный процесс мультиметром не измерить. Помог мне, правда, мой уже старый-добрый китайский ослик, хотя вот такую красивую синусоиду он не покажет, а покажет только какие-то палочки, но и на том спасибо. Сегодня у меня появился С1-118А, так что теперь могу показать, как там в колебательном контуре всё на самом деле. Фотографии сделаны при 0,2 вольтах на деление и развёртке 1 и 0,5 мс на деление соответственно. Вроде и небольшие частоты - один период занимает полклетки, то есть колебания генерируются с частотой 4 кГц, но китайский ослик их почему-то различает с трудом, так что у меня не было возможности точно удостовериться: верно ли всё работает. Но судя по заведомо исправным трансформаторам, прибор функционировал верно. Вообще лучше иметь их несколько для проверки. Позамыкать на них обмотки, позапускать тестер с замкнутыми выводами. Если он ведёт себя адекватно, то можно на него опираться, хотя, конечно 100% гарантии он не даст. Тем не менее, он лучше чем ничего, и я рекомендую его построить.

Благодаря тестеру, я убедился, что ТДКС целый, а также целым оказался и трансформатор БП. Возможно, оформлю теперь прибор в корпус. Вообще, очень полезная вещь. А главное, что не нужно выпаивать трансформатор, чтобы его проверять.         

Комментариев нет:

Отправить комментарий