Translate

понедельник, 27 августа 2018 г.

Пост о том, как не надо ремонтировать телевизоры

Если кто-то всё-таки соберётся читать этот пост, я хочу предупредить сразу, что это статья, написанная человеком, первый раз в жизни починившим ЭЛТ-телевизор, а потому ни к чему не призывающая и никого не обучающая, хотя, как знать... я всегда стремился учиться у всего, что подвернётся под руку. Учёба, всё же, процесс активный и зависящий в первую очередь от того, кто хочет (или не хочет) учиться.

Не умеешь - не берись, но не взявшись, не научишься.

Если надо починить телевизор без шума и пыли, а также без риска остаться без телевизора, то мой вам совет: вызовите мастера. Мастер по ремонту телевизоров - это не та профессия, которой можно научиться, посмотрев Ютуб и почитав на форумах, так что за свой опыт они не зря получают деньги. В прочем, я не жалею, что обошёлся своими силами, хотя мне это встало недёшево, как с точки зрения времени, так и с точки зрения денег. Может быть, по крайней мере, потому что я приобрёл этот опыт, о котором пишу. Начнём с того, что мой телевизор стоял на даче. Тихо и мирно он проработал пол-лета, но в один прекрасный вечер мне звонят и говорят, что на телевизоре всё погасло, и он больше не включается. В нынешнем году, по крайней мере у нас в доме, ЭЛТ телевизоры стали массово выбрасываться, потому что без цифровой приставки более не показывают. На даче как раз стоит такая. Очень, кстати, удобная и качественно ловит достаточно программ даже в комнате. В общем вопрос покупки сломавшегося телевизора сейчас - это вопрос от десятка баксов до "отдам даром в хорошие руки". Короче, лишиться этого телика, безвозвратно его доломав (что уже случалось на моей практике в юности с одноимённым чёрно-белым телевизором) сейчас проблемой не было, тем более что дома стоит второй, никому ненужный. Основная проблема - доставка. Везти в мастерскую не на чем и далеко, переть в поезде - вообще не вариант, а приглашать мастера на дачу - не вариант тем более! В общем, дачный телевизор обычно уже стоит одной ногой в помойке, так что именно по всему поэтому я и решился на свой эксперимент.

Что-то сломалось.


Думаю, отыскать неисправную деталь на фото сможет каждый, кто знает, как они должны выглядеть.


Приехав на огород и включив телевизор, было установлено, что ничего не включается, а телевизор периодически цыкает. После снятия задней крышки встал вопрос: как безопасно покопаться в телевизоре, потому что в телевизорах с электронно-лучевой трубкой на аноде кинескопа присутствует напряжение 30 киловольт, и даже после выключения, оно сохраняется какое-то время и может крепко приложить. Сознательно не буду тут учить, как разряжать анод кинескопа, но настоятельно рекомендую найти и ознакомиться с тем, как это делать. Мне помогло вот это видео:



На шасси было неимоверное количество пыли, которое, кстати, регулярно может стать причиной поломки, так как пыль может послужить проводником тока. В общем, пыль была вычищена дачным пылесосом на улице, радует, что располагала погода.

Вычищать грязь из телевизора периодически, всё же, никому не помешает делать самостоятельно. 

При детальном осмотре шасси сразу был выявлен спёкшийся керамический конденсатор в блоке строчной развёртки. У него отлетела часть покрытия, а сам он стал короткозамкнутым проводником. Однако, телевизор совсем не включался, и я решил, что какой-то отколовшийся кондёр - это явно не суть проблемы, а искать её надо где-то в блоке питания (кстати, оказался прав - угадал :)) Вообще, на даче 300 вольт в розетке - это не редкость, потому что с электричеством там полный хаос и беспредел, несмотря даже на установленные недавно внешние счётчики. Видимо, это и случилось в тот вечер, когда телевизор накрылся. В общем, я решил потыкать мультиметром в блок питания, потому что больше видимых неисправностей  не было видно. Так вот, что я скажу вам: никогда не ремонтируйте технику на авось, с выключенными мозгами, не имея плана ремонта в голове! В лучшем случае это будет пустой тратой времени, в худшем... в общем, я померил ёмкость 500-вольтовой банки в БП. Ну вот захотелось мне, дай, думаю, померяю, вдруг подсох... не подсох. По моим впечатлениям, мультиметр аж подскочил, во всяком случае, у него внутри что-то хлопнуло. Когда понимаешь, что ты - идиот, часто бывает слишком поздно. Вот и тут мой дружище, верой и правдой служивший мне много лет, теперь только жалобно пищал и показывал 1. на всех диапазонах измерений... Так я остался без мультиметра.

Крышу у микрухи снесло


Открыв прибор, я обнаружил, что внутри у микросхемы операционного усилителя разрядом просто оторвало кусок корпуса. Делать было нечего. Ремонт на этом закончился, не начавшись.

Но так как я - товарищ жутко дотошный, в следующий раз я привёз второй мультиметр. Не желая, чтобы он отправился по пути следования первого, теперь я всё аккуратно проверял и разряжал. Однако неисправность отыскать не смог. Я выпаивал детали в блоке питания, прозванивал дорожки. Всё было исправным, единственное, что я не мог проверить, так это микросхему управления БП - STR-F6654R. Оставалось предположить, что это она, но покупать весь телевизор по одной детали и проверять не входило в мои планы, так что я решил (наконец!) заняться изучением теоретической части вопроса.

Всё же, Интернет - великая вещь. Правда, телевизоры легко чинятся только на Ютубе, тем не менее, там я увидел ключевые принципы: куда смотреть, как прозванивать, что вообще за чем делать, это здорово помогло. Я нашёл схему своего шасси, кстати MC019A. Вообще, я понял, что надо хоть примерно представлять, как это должно работать, бездумно тыкать во все детали - это не ремонт. Скажем так, этот телик заставил о многом задуматься и привести на место кое-что в голове. Я нашёл, что типовой неисправностью является выгорание строчного транзистора. Приехав следующий раз, я обнаружил, что один из его p-n переходов действительно имеет очень низкое сопротивление, решив, что он перегорел, естественно, я отправился в магазин за новым строчным транзистором. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что и у нового есть точно такая же особенность! Выяснилось, там действительно внутри стоит низкоомный резистор, закорачивающий этот переход! Всё же, я решил рискнуть и заменить транзистор, тем более, что конденсатор на его коллекторе превратился в КЗ. Всё запаял, всё включил, а телевизор продолжает цыкать... Да что ж такое!

Транзистор перепаял и даже термопасточку на КПТ-8 потом заменил


Тут я решил, что уже или я или он, но кто-то кого-то доканает! Пора везти это дело домой. Я отключил все провода и потащил шасси многострадального ящика на вокзал. Дома за столом я проверил все конденсаторы, сто раз перезвонил все диоды, в общем, потратил пару вечеров, но всё было исправно! Однако, на злополучном конденсаторе держались злобные 280 вольт, и они же оказывались на третьей ноге управляющей микросхемы вместо нужных 135. ТДКС отказывался запускаться. Я решил, что может это ТДКС и сгорел? Для проверки трансформаторов я собрал несложный тестер (хорошая, кстати, вещь, наверное, посвящу этой поделке-самоделке отдельный пост) но тестер не выявил неисправностей в трансформаторах. В общем, так как мануал со схемой рекомендовал в случае ненормального напряжения на микросхемах БП менять микросхемы, я снова отправился в магазин и купил этот злосчастный STR-F6654R. И, о чудо! Послышался знакомый высокочастотный свист, защёлкали знакомые мурашки, как при включении телевизора. К сожалению, присоска валялась на столе и подсоединять её было не к чему (ладно, она не валялась, и я отдавал себе отчёт, что будет если она коснётся чего-нибудь, включая меня во время работы, так что я был предельно внимателен, всё закреплял и перепроверял). Осталось протестить всё на даче. Шасси поехало обратно. Да, конечно, после каждого выключения я теперь всё старательно разряжал, даже разрядник сделал для электролитов. Анодные 30 киловольт через него, разумеется, спускать нельзя. И в общем, после подключения всё заработало!

Выводы:

- Чинить телевизоры - интересное, увлекательное, полезное и опасное занятие :)
- Ремонт ящика влетел мне баксов в 25, учитывая, что 2/3 ушло на покупку нового мультиметра.
- Да, я буду и дальше учиться ломать, то есть чинить телевизоры.
- Non, je ne regrette rien! Как пела, замечательная Эдит Пиаф :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий