Translate

суббота, 7 июля 2018 г.

Переделка конденсатора переменной ёмкости

Есть у меня приёмник... Давно я его сделал, это ламповый регенератор на 6Г7. Что-то захотелось мне его достать с полки и покрутить, прежде чем заняться супергетеродином. Естественно, "покрутить" переросло во всеобъемлющую переделку. На самом деле, почему бы и да? Работает он как-то не ахти, если честно. Потому и захотелось кое-что подправить. В общем, сейчас идёт активный процесс перестройки, так что закончу - сделаю о нём обзор. А сейчас к КПЕ.

Зачем переделывать КПЕ?


Всё просто, ёмкость слишком большая. КПЕ этот используется в контроле регенерации, надо сделать её более плавной. Казалось бы, взять пассатижи, выдрать лишние лепестки, и дело с концом. Но ломать, вроде, жалко, КПЕ старенький... в общем, слово за слово, я его сломал, но более изощрённым способом :) Зато вдоволь послесарил.

Сегодняшний герой, уже в изрядно разобранном состоянии

Делаем собственный ротор.


Делать будем из болта. Предположительно латунного, но лудился он паршиво. Разумеется, стальной тоже подойдёт. 

Видно подшипничек, на нём всё должно вращаться.
Задача была болт подобрать, спилить и просверлить. 
Из всего, что у меня было, подошёл только этот. но подошёл хорошо.

И гаек к нему навалом!
Сторону со шляпкой, естественно, под спил.
Задача сводилась к сверлению отверстия под подшипник. Сверлил дрелью, ключик даже видно на фотке.

Получился вот такой паз для подшипника
Из чего же делать лепестки?
Лепестков надо немного. Их и было-то 2х9. Этого было многовато. Решил сделать 4. Нужна жестяночка. Полез в шкаф с барахлом.

Возможно кто-то думает, что после установки в корпус нового устройства эту заглушку надо выкидывать. Возможно... кто-то... но не я.
Вот таких железок у меня уже поднакопилось за долгие годы юзерства ПК. Прикинул - подходит. Сделал трафарет из бумаги и ножницами по металлу вырезал. Пользовался я ими пару раз в жизни, так что вырезать шибко ровно не получалось. Тиски + напильник в помощь.

Получилось такое "шелезяко". С дырочкой не рассчитал.
Огрызки от железки разлетались при откусывании на метр-полтора, впивались при падении в пол, и, скорее всего, я ещё не все подобрал, хотя предусмотрительно разложил на линолеум газетку. Откусывать металл - только в очках.

Тестирую первый лепесток.


А железок таких надо четыре. В общем, вся заглушка как раз ушла. А каждый последующий лепесток получался быстрее предыдущего.

Да, вот так вот, лысым напильником в тисках - один к одному
Теперь надо было всё собрать. На это был убит остаток вечера. К сожалению, как я ни прямил лепестки на наковальне, идеально они в воздушный зазор ложиться отказывались. Видимо, металл всё же толще примерно на  0,05 - 0,1 мм. Да, в прочем, и прямота рук - это отдельная проблема. В итоге, решил обклеить бумажкой. Теперь кондёр не воздушный, а бумажный, аудиофильский :)

Поставил две лопасти. Сразу стало очень плавно!
Клеить лепестки решил термоклеем. И хорошо, что так решил! Снимать пришлось сто раз. Если бы запаял с кислотой - то уже было бы не отодрать! А термоклей легко отдирается пинцетом, но и лепестки достаточно хорошо фиксирует.

На двух лопастях регулировать стало одно удовольствие! Статоры я запараллелил, кстати. Но теперь узковат стал диапазон регулировки, и всё-таки я решил поставить 4.

Результаты



Итог. Думаю, видно, что лепестки статора я изрядно подраскорячил...
Получилось в итоге что-то вот такое. Регулировка от 20 до 64 пикофарад по моему измерителю. Обычно 17 пикофарад я скидываю на ёмкость проводов прибора, так что будем считать, что от 3 до 50 пФ примерно. Это как раз то, что нужно!

Из минусов - не знаю, сколько протянет эта бумага. Есть места, где кондёр похрипывает, следовательно, изоляция не идеальная. Но на большей части он работает плавно и регулирует также. Думаю, опыт того стоил. Буду возвращаться к своему регену.

Комментариев нет:

Отправить комментарий