Translate

среда, 18 июля 2018 г.

Ламповый блок питания

Сегодня будет ностальгии пост :)
Я решил, что прежде чем рассказывать о приёмнике и любой другой ламповой технике, надо сначала рассказать, чем я её питаю. В общем, показываю свой блок питания, который, вообще-то совсем не ламповый, а очень даже полупроводниковый, но служит для питания электровакуумных ламп, так что назовём его: "Ламповый БП" :)

Гисторiя  агрѣгата.

Лампами я более-менее серьёзно увлекаюсь с 2012 года, с той поры появился у меня и этот БП. Началось с того, что одним прекрасным летом раскопал в ходе приборки в сарае коробку с пластинками. В общем, это были даже не мои, а отданные кем-то пластинки, доведённые до совершенно убитого состояния, которые каким-то ветром закинуло не прямиком на помойку, а в наш сарай. В ходе разбора завалов было выброшено практически всё, но первую часть альбома "Реки и Мосты" моей любимой Машины Времени выбросить рука не поднялась. А дома, когда я её кое-как оттёр и почистил, решил всё-таки послушать. В углу пылилась радиола времён XXV Съезда КПСС (на ней тут так написано :)). В общем пылилась она - пылилась, а тут заиграла. И проигрыватель на ней стрёмненький - 3 класса, монофонический, с электретным звукоснимателем... но акустика-то на низких частотах классная! Такой сундук всё-таки. Конечно он зазвучит, особенно после компутерных колонок! И вот когда из виниловой пустоты сквозь шипение забитых пылью дорожек начали пробиваться знакомые звуки... в общем, аудиофилией я заболел сравнительно быстро и серьёзно :) Дальше началось коллекционирование советского винила по всем родным, знакомым и окрестным барахолкам, а потом я узнал, что есть Hi-end ламповые усилители, а винил может звучать без скрежетов и хрипов, и очень даже классно может звучать. Также вскоре я узнал и расценки на современные усилки и вертушки :) Судьба, однако же, свела меня с людьми, уже многие годы увлекающимися этой темой. Потому и конструирование собственного лампового усилителя стало практически задачей №1.
Сейчас, правда, я уже вырос из разговоров о том, как чисто звучит вакуум, и как в транзисторах электронам мешают бегать молекулы...) но усилок-то построен :) и увлечение осталось. Сейчас я просто люблю лампы. Да, они звучат иначе, нежели полупроводники, не лучше и не хуже, но действительно иначе. И эти психо-акустические особенности звучания мне лично нравятся. Ещё мне нравится простота ламповых схем, здесь посоперничать могут только конструкции на интегральных схемах. Но ламповые усилители по соотношению качество звука / простота сборки находятся в большом выигрыше. Да и вообще собирать на них что-то очень приятно, детали крупные, ощутимые, осязаемые... не то что smd :)) Ладно, наверное, ещё посвящу тёплому ламповому отдельную ветку блога, а пока что БП.

Как уже было сказано ранее, собрал я его зимой 2012-го. Конечно, блок питания радиоламп должен быть стабилизированный... но у меня самый простой. Вот давно порываюсь его модернизировать, и как-то всё не соберусь. А ведь и так неплохо работает. Посмотришь в схему старой радиолы... и вроде всё без всяких LM-ок и полевиков держится. Я сейчас даже от выпрямленного накала стал отказываться. Я перестаю его использовать. А покажите мне советскую схему с выпрямленным накалом - развести с катодом по напряжению, и нет никакого фона от переменки. 

Блок получился деревянный. По большому счёту, не экранированный никак, и это не мешает. Ведь подключается всё к нему на расстоянии, длинными проводами, так что необходимости в металлическом корпусе не вижу. Шасси разве что сделал из алюминьки. Надёжно так вышло, из уголков. Главное в ламповом блоке - это конечно трансформатор. Чем он больше, тем лучше :) Хотя, признаюсь, он гудит. Но блок питания у компьютера гудит громче, так что на прослушивание музыки это не сказывается. Чтоб он меньше гудел пластины, правда, пришлось подзаколотить. Рядом с трансформатором - дроссель. Тоже для выпрямления анодного напряжения вещь очень нужная.

В качестве выпрямителя накала я поставил в начале КД202А. Это было не самым лучшим решением, напряжение на них проседает прилично, так что уже при питании двух-трёх ламп накал падает до 5 вольт, что крайне нежелательно. Я впоследствии их заменил на диоды-Шоттки.

Накал - витой парой

Анодный выпрямитель прилично проседает от нагрузки тоже. На холостом ходу он выдаёт порядка 320 вольт, под нагрузкой опускается до 280-250. Впоследствии задействовал вторую  анодную обмотку - теперь можно переключаться на 150-170 вольт. Для радио удобно, не всегда нужно высокое напряжение. В диодном мосте стоят Д226Б. Неплохо так стоят, свою работу выполняют. Кондёры, наверное, - самые дорогие детали в блоке. Искал побольше ёмкости на 400 вольт.

Платы изготавливал "лазерным утюгом"

Выводы сделал в виде розеток. По-моему, это очень удобно. Минус разве что в площади. Влезло только 4 вывода, а мне хотелось 6, ну да ладно - пока хватает. Отдельно поставил предохранители - на каждую линию и один по входу. За время эксплуатации спалил уже немерено :)


Отдельной темой, конечно, стала лицевая часть блока. Главным тумблером блок запускается, дальше нужно включить накалы, подождать, пока прогреются лампы. На холодную анодное подавать не желательно. Стараюсь ждать хотя бы несколько минут, но самая уязвимая часть лампы - это как раз накальная спираль, которая от множества включений/выключений может перегореть, как у обычной лампочки, так что, конечно бы, в идеале надо добавить плавный старт, но обилие проектов как-то не позволяют этим заняться.

Установка передней панели

Для солидности на переднюю панель, конечно, нужно было впихнуть измерительные приборы :) Я посчитал, что одного вольтметра сетевого напряжения недостаточно и впилил ещё амперметр по входу. На самом деле, интереснее бы в анод такие приборчики поставить, может цифровой воткнуть? Я ведь когда делал, про алиэкспресс ещё не слышал :)
Для индикации поставил светодиоды, а в накал - лампочки из старого приёмника. В общем, получилось достаточно аутентично и на столе смотрится приятно.


Техника, что у меня на лампах, не очень мощная. От пентодов в схемах регулярно отказываюсь, иной пентод включишь триодом и обратно его переключать уже не хочется :) 
В общем, больше ампера из сети у меня особо и потребителей нет, так что по мощности мне вполне хватает. Вот такой вот БП, теперь рядом с ним ещё мой лабораторник красуется :) Лабораторного трансформатора только не хватает для полного счастья.

Ну и напоследок схема. При сборке, возможно, придётся поэкспериментировать с землёй, все земляные провода собираются в одну точку, а вот куда её воткнуть, быть может, придётся поискать для уменьшения фона.

C4 у меня сейчас 10 000,0 - экономить на ёмкости в фильтрах не надо


Комментариев нет:

Отправить комментарий